HOME    UP

 

ГРИНПИС (Россия)

 

Резюме по переселению Татарской Караболки (ТК)

В 1957 году часть населенных пунктов в Челябинской области в том числе ТК не была эвакуирована несмотря на прямые рекомендации научных организаций и решения органов власти. Тема переселения прослеживается по документам до 1960 года после чего провал до 1993 года когда был принят закон о социальной помощи пострадавшим в результате аварии на Маяке. 

ТК оказалась вне зоны с уровнем загрязнения 2 кюри/км 2 по стронцию – 90. Уровень загрязнения 2 Ки/км2 по закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» дает право на проживание с льготным социально-экономическим статусом. Для справки: на челябинскую ситуацию это зонирование не распространяется почему-то.

Для справки: по чернобыльскому закону 
Зона отселения – при загрязнении стронцием –90 свыше 3 Ки/км2
Зона проживания с правом на отселение – при загрязнении по цезию-137 5-15 Ки/км2
Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом – при загрязнении цезием-137 1-5 Ки/км2.
Загрязнение некоторых огородов в ТК в соответствии с письмом Росгидромета № 20-59/176 от 17.07.01, по стронцию-90 - 5-7 Ки/км2.


Нахождение вне зоны загрязнения в 2 Ки/км2 является основной мотивацией для ответов МЧС и др. органов отказывающих в переселении ТК. 

Однако население ТК (которое в основном сельское) десятилетиями пользовалось загрязненными территориями с уровнем выше 2 Ки/км2, так как вело и ведет хозяйство в границах крайне загрязненной территории. В результате образовалось так называемое вторичное загрязнение территорий населенных пунктов и что самое опасное - загрязнение огородов в результате поступления и накопления органики с загрязненных сельхозугодий, которая свозилась и концентрировалась в ТК. 

В результате стронций начал активно поступать по пищевым цепям в организмы жителей. В результате резко подскочила заболеваемость, среди детей особенно. 

Кроме того часть дозы население пограничной ТК, скорее всего, успела схватить в период самой аварии, когда оно активно привлекалось на ликвидационные мероприятия и когда само загрязнение на территории ТК было выше. Для справки: период полураспада стронция –90 около 30 лет.

Информация о вторичном загрязнении огородов (уровень которого позволяет уже не только переселяться в добровольном порядке, но и отселять в обязательно в соответствии с чернобыльским законом) стала известна Росгидромету в 1997 году, когда был закончен сбор материалов для картирования загрязнения территории в рамках программы реабилитации территории Уральского региона. 

В декабре 2000 года эта информация была официально доведена Росгидрометом до правительства ЧО. 

Протокол совещания по подготовке государственных карт радиоактивного загрязнения территорий Уральского региона стронцием 90 и цезием 137 от 8 декабря 2000 г.:

 «Присутствовал зам губернатора Подтесов… Исполнителями работ по созданию государственных карт современных уровней загрязнения почв цезием-137 и стронцием – 90 территории уральского региона является ИКГЭ Росгидромета и РАН. В 1996-1997 гг. были уточнены границы ВУРСа. Исходя из полученных данных можно отметить следующее:
  1. Наиболее высокие уровни загрязнения почв стронцием –90 свыше 100 кюри/кв.км. выявлены на ВУРСе распространяются на расстояние 25 км от промышленной зоны ПО Маяк и сосредоточены в СОЗ. В зоне с повышенными плотностями загрязнения почв стронцием –90 (от 4 до 50 Кюри кв/км) населенных пунктов нет, но ее земли частично используются населением в качестве пастбищ сенокосных угодий полей и огородов. На границе с этой зоной расположены нп ТК (Кунашакский район), Багаряк и Гаево (Каслинский район). При детальном обследовании обнаружено вторичное загрязнение почв в с. ТК. На территории данного нп уровень загрязнения почв стронцием –90 достигает 5-7 кюри/кв.км. а на используемых личных покосах и полях уровни загрязнения в отдельных местах достигают 20 кюри/кв.км В результате с одной стороны население вместе с рационом (молоко, мясо овощи) получает дополнительные дозы облучения с другой стороны на личные огороды вносится органика с повышенным содержанием стронция-90. (запросить карты и ситуацию с огородами по Багаряк и Гаево)
  2. Кроме того на территории с загрязнением почв стронцием –90 в 0,5-2 кюри и цезием в 1-3 кюри /км (на площади около 10 кв. км) располагается пос. Новогорный». 

Тем не менее правительство ЧО, МЧС и др. органы активно не признают вторичного загрязнения и продолжают настаивать на запретительных мерах для исключения использования загрязненных территорий населением ТК, хотя вторичное загрязнение уже произошло. 

Среди «интересных» ответов, иллюстрирующих позицию властей наиболее показательно письмо от 12 мая 2000 г. МЧС РФ № 6-41/1248: «Вместе с тем принимаются меры по исключению из хозяйственного пользования участков санитарно-охранной зоны (зараженной зоны прим. мое) путем предоставления населению других, менее (!) загрязненных участков территорий для удовлетворения потребностей в пастбищах для скота и заготовке кормов». 

Также интересен отчет «Муслюмово: итоги 50-летнего наблюдения», Уральский научно-практический центр радиационной медицины Федерального Управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России под редакцией А.В.Аклеева и М.Ф.Киселева, Челябинск, 2001, где говорится (правда уже про Муслюмово), что среди направлений научных исследований в настоящее время является «изучение закономерностей поступления радионуклидов в организм людей с продуктами питания». В этом отчете в качестве рекомендаций решения проблемы также не упоминается переселение, а лишь использование «систем компенсаций за причиненный здоровью ущерб» и «систему льгот, направленную на уменьшение риска развития отдаленных эффектов облучения». Необходимо добавить, что большинство населения и в ТК и в Муслюмово считают себя подопытными в каком-то эксперименте.

В результате действий инициативной группы ТК, в 2000 г. были проведены выездные медосмотры в ТК, в результате которых треть осмотренных была госпитализирована. По письму Куяшского сельсовета 2002 года онкология в ТК составляет 8 промилей при средней по России 0,85 промили.

Отсюда возникает социальный конфликт, в ходе которого население ТК высказывается за присвоение статуса населенного пункта с правом на переселение. При этом на законодательном уровне зонирование в ЧО по чернобыльскому закону не предусмотрено. 

(Надо признать, что мотивация для переселения связана скорее с социально-экономическими причинами нежели медицинскими).

В 2001 г. население ТК активизировало свои действия, получив в руки каким-то образом документы 50-60-х годов и выводы Росгидромета о вторичном загрязнении. Возможно в результате этого в очередном письме-ответе МЧС от 29 июня 2001 года жителям ТК говорится: «В настоящее время по поставленному инициативной группой вопросу ведется работа соответствующими министерствами и ведомствами в установленном порядке».

Выводы:

  1. Необходимо добиться признания проблемы вторичного загрязнения в пунктах, прилегающих к загрязненной территории.

  2. Провести обследования этих пунктов.

  3. Включить пункты с вторичным загрязнением в программу по переселению с радиоактивных земель.