№№ п.п. |
Стра-ница |
Абзац (пункт) |
Содержание |
Комментарий |
1. |
2. |
12. |
Письмо администрации Челябинской области № 23с от 11 июля 1997 г. |
1. Отличительная литерация перечисленных документов свидетельствует о засекречивании или ограничениях, наложенных органами власти на распространение той информации, которая не подлежит засекречиванию ни при каких обстоятельствах в силу ст.
7 Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.93 г. № 5485-I.
2. Кроме того, секретность перечисленных документов является нарушением ст. ст. 3 и 11 Федерального закона от 10.01.02 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
3. Не приведено заключение экспертной комиссии РФЯЦ-ВНИИТФ от 14.09.95 г.
4. Из перечисленных 13 документов, содержащих информацию экспертного характера, 8 документов являются секретными или имеют ограничения на распространение.
5. Согласно исх. № 203/969 от 29.10.98 г. Пресс-службы МО РФ «строящееся хранилище делящихся материалов на ПО «Маяк» не находится под государственным надзором Управления государственного надзора за ядерной и радиационной
безопасностью МО РФ».
6. Совпадение реквизитов (номеров и дат) документов, указанных в п.п. 13 и 22, может свидетельствовать о подлоге.
7. Наконец, комиссии не представлен протокол устранения замечаний комиссий по экспертизе проекта ТЭО строительства ХДМ на ПО»МАЯК» и реализации предложений. |
13. |
Письмо Управления государственной вневедомственной экспертизы Администрации Челябинской области № 7-01/Х-П дсп от 14.03.96 г. |
17. |
Заключение Госатомнадзора России № 5-09/715Дсп от 29.09.95 г. |
18. |
Заключение МВД России (ГУГПС) № 20/5/114с от 11.10.96 г. |
19. |
Заключение Государственного центра Российской Федерации – ИБФ № Б – 107с от 15.10.97 г. |
20. |
Заключение Минобороны России № 744/-64с от 15.03.96 г. |
21. |
Заключение государственной экспертизы проектов Минатома России № 66/22 дсп от 06.05.96 г. |
22. |
Заключение комиссии РФЯЦ-ВНИИТФ № 7-01/Х-П дсп от 14.03.96 г. |
2. |
1. |
1. |
Экспертная комиссия <…> рассмотрела разработанные в 1995 году ВНИПИЭТ <…> материалы проекта строительства комплекса хранилища делящихся материалов на ПО «Маяк». |
Отсюда следует, что проект был разработан до завершения государственной экологической экспертизы проекта ТЭО ХДМ, что является нарушением ст. 18 (п. 7) Федерального закона … в силу подпункта 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона. |
3. |
2. |
1. |
Хранилище делящихся материалов по степени <…> надежности охраны окружающей природной среды, <…> предотвращения глобального ущерба населению и окружающей среде, количеству хранящихся ДМ, длительности хранения, не имеет
аналогов ни в отечественной, ни в мировой практике. |
1. Вводится отсутствовавший ранее в отечественной и мировой практике термин «надежность охраны окружающей среды».
2. Фактически подтверждает глобальный характер угроз, сопряженных с ХДМ.
3. Беспрецедентный характер ХДМ по идее должен был потребовать адекватных технических и организационных решений. Однако, проект представляет собой набор шаблонных подходов и стереотипных решений. |
4. |
2. |
3. |
Проектируемый комплекс ХДМ, являющийся структурным подразделением ПО «Маяк»… |
Очевидное несоответствие статуса объекта его положению в организационной структуре. Тем более, что в пунктах 2.8. заключений экологических экспертиз проекта ТЭО фактически подчеркивается второстепенный характер ХДМ по
отношению к основному производству ПО «Маяк». |
5. |
3. |
1. |
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) промплощадки хранилища делящихся материалов радиусом 500 м вписывается в СЗЗ ПО «Маяк» (5 – 7 км) без необходимости корректировки границ последней с введением в эксплуатацию ХДМ. |
Данное утверждение, как минимум не соответствует содержанию пунктов 2.14. заключений экологических экспертиз проекта ТЭО ХДМ. |
6. |
3. |
2. |
В 25-ти километровом радиусе от места размещения объекта нет биосферных заповедников… |
Данное утверждение является, по меньшей мере, некорректным, так как заповедник, которым объявлена зона максимального загрязнения территории Восточно-Уральского радиационного следа, имеется. |
1.
7. |
4. |
6. |
Результаты проведенных в 1995 году радиационных исследований совместно специалистами России и США в районе строительства ХДМ констатируют, что дозы радиационного излучения <…> соответствуют естественному фону. |
1.
Делается некорректная ссылка на документ, не являющийся официальным. Данный документ имеет название – «Совместный неофициальный документ радиологической проверки места строительства хранилища для делящихся материалов. ПО «Маяк», 29 мая – 2
июня 1995 год».
2.
За 5 дней можно провести только оценочные измерения.
3.
В данном документе отсутствует даже упоминание о загрязнении почвы альфа-излучающими радионуклидами.
4.
В настоящее время имеются серьезные исследования, установившие наличие изотопов плутония даже на более значительном (до 300 км) удалении от ПО «Маяк». |
8. |
4. |
7. |
<…> проектом предусматривается срезка верхнего слоя загрязненного грунта толщиной 0,5 м, вырубка леса с последующим их захоронением. |
Согласно опубликованному в Бюллетене МАГАТЭ за 1997 год, № … Фотоснимку работы по сооружению ХДМ начались задолго до утверждения Заключения государственной экологической экспертизы проекта, что является нарушением законодательства. |
9. |
5. |
6. |
Сравнительный анализ демографических показателей населения, проживающего в г. Озерске – районе размещения ПО «Маяк» и по России за 1994 – 1997 годы… |
В пояснительной записке состояние здоровья населения отражено в неполной мере. В частности, не приведены сведения, установленные п. 3 Требований к материалам, предъявляемым на экологическую экспертизу. В частности: заболеваемость; детская смертность;
медико-генетические нарушения (врожденные пороки развития, спонтанные выкидыши); онкологические и специфические заболевания и т.д.
Отсутствует сравнение с данными для населения окружающей ПО «Маяк» территории. |
10. |
8. |
2 и 3. |
Расчеты РФЯЦ-ВНИИЭФ показывают, что <…> не нарушаются условия ядерной безопасности. |
Данный вывод противоречит п. 2.22. первой экспертной комиссии по проекту ТЭО ХДМ и п. 2.17. повторной экспертизы, в соответствии с которыми заключения РФЯЦ-ВНИИЭФ и РФЯЦ-ВНИИТФ «не могут быть приняты в качестве заключения Федерального
органа по ядерной и радиационной безопасности». |
11. |
8. |
4. |
При обосновании ядерной безопасности выполнены расчеты критичности по программам ММКТ, подтверждающие безопасность… |
Не приведены сведения об аттестации и сертификации программы, а также информация о ее разработчике. |
1.
12. |
8 |
5. |
Для обеспечения условий радиационной безопасности персонала предусматривается дозиметрический контроль <…> и соблюдение регламента нахождения персонала в непосредственной близости от контейнеров… |
1.
Отсутствует главный вывод о том, что предусмотренные проектом меры обеспечивают радиационную безопасность персонала.
2.
Отсутствуют сведения о том, позволяют ли проектные решения адаптировать систему обеспечения радиационной безопасности и радиационного контроля к возможному ужесточению нормативов РБ. |
13. |
8. |
6. |
Перечень исходных событий для анализа запроектных ситуаций включает механические воздействия на контейнеры <…>, разгерметизацию контейнеров <…>, пожары <…>, взрыв заряда массой 50 кг ТНТ вследствие диверсионных действий на объекте <…>,
падение самолета массой 20 т, <…>, артобстрелы и бомбовые удары. |
Приведенный в заключении перечень запректных событий не является исчерпывающим. В частности, не учтены следующие гипотетические сценарии, связанные с падением опасного космического объекта, диверсионным актом с использованием ядерного
устройства, термоядерный удар по ХДМ со стороны возможного агрессора и некоторые другие. О проработке вопросов, связанных с террористическими актами информация отсутствует, притом, что избыток критически важных объектов на территории ПО
«Маяк», включая озеро Карачай, делает его крайне притягательным для экстремистов. Радиационные последствия реализации таких сценариев не рассмотрены. |
14. |
11. |
п. 3. |
Учитывая важность и высокую потенциальную опасность ХДМ, а также отсутствие по подобным типам хранилища нормативной базы необходимо разработать «Санитарные правила(или требования) к хранилищам делящихся материалов». |
Нормативные требования не ограничиваются санитарными правилами. Фактический статус ХДМ диктует необходимость принятия Федерального закона «О контролируемом долговременном хранении оружейных делящихся материалов». |
15. |
11. |
п. 8. |
Целесообразно сертифицировать контейнеры АТ-400 и упаковку АТ-549 и АТ-574. |
Сертификация контейнеров должна быть обязательной. |
Выводы |
16. |
11. |
п.1 |
Проект строительства комплекса хранилища делящихся материалов на ПО «Маяк» по объему и содержанию соответствует требованиям СП 11-101-95, СНиП 11-01-95 и других нормативных документов. |
Данный вывод полностью противоречит п. 3 раздела «Рекомендации и предложения» данного Заключения. Следовательно, один из них является ложью. |
Заключение, даже без анализа первичных материалов, которые были изучены автором в ходе работы первой экспертной комиссии РФЯЦ-ВНИИТФ (сентябрь 1995 г.), свидетельствует о:
недостаточной квалификации экспертов, по меньшей мере, в вопросах ядерной и радиационной безопасности;
непрофессионализме экспертов, подтверждающимся наличием в тексте заключения не только внутренних противоречий, но и не единичных противоречий требованиям действующей документации, в том числе и регламентирующей процедуру
экологической экспертизы.
P.S. Представляется, что три комиссии РФЯЦ-ВНИИТФ (1995, 1996 и 1998 г.г.) по одному предмету – проверке обеспечения соблюдения в проекте требований ядерной и радиационной безопасности, были вызваны необходимостью хоть как-то
обосновать эти вопросы при отсутствии надлежащих заключений уполномоченных государственных органов.