HOME  UP

 ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Всероссийский учебно-научно-методический Центр
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
В. И. Стародубов 2004 г.

ПАМЯТКА
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(для населения)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данные материалы являются разделом Сборника информационно-методических материалов, разработанных с целью описания дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ( в редакции Федерального Закона от 22.08.2004 №122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Памятка предназначена для населения, гражданам Российской Федерации, имеющим право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами в виде набора социальных услуг.

По мере принятия новых нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок дополнительного лекарственного обеспечения, они будут вноситься в последующие издания настоящих информационно-методических материалов.

С целью поддержания уровня жизни малоимущих, адресного использования бюджетных средств, Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрена государственная социальная помощь, включающая предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

1. Категории граждан, имеющих право на дополнительное лекарственное обеспечение

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1. Инвалиды войны.
Участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами.
Военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
2. Участники Великой Отечественной войны.
Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
3. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
4. Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
5.-8. Ветераны боевых действий:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в: этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года.
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов.
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
9. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
10. Члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
11. Члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
12. Члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
13. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).
14. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
15. Инвалиды (III степень)
16. Инвалиды (II степень)
17. Инвалиды (I степень)
18. Дети-инвалиды
19. Инвалиды, не имеющие степени ограничения способности к трудовой деятельности

Категории граждан, имеющих право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг:

1. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы.
3. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 -1987 годах участие в работах по ликвидации выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
4. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в 1988-90 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.
5. Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения.
6. Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
7. Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
8. Граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
9. Дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
10. Дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными; генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, ставшие инвалидами.
11. Дети и подростки, страдающие болезнями вследствие Чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей.
12. Дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом;
13. Рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получивших профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения, ставшие инвалидами.
14. Рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения.
15. Граждане, ставшие инвалидами в результате воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
16. Граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
17. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и обороны, принимавших в 1959 - 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах.
18. Граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития; а также на военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения.
19. Граждане, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
20. Дети первого и второго поколения граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 26.11.98 № 175-ФЗ, страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей.
21. Граждане из подразделений особого риска, имеющие инвалидность.
22. Граждане из подразделений особого риска, не имеющие инвалидности.
23. Граждане, получившие суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 15 сЗв (бэр).
24. Граждане, получившие суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр).
25. Дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получившие суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

Включение других категорий граждан в число получателей этой социальной услуги возможно при условии заключения субъектом Российской Федерации соглашения с Федеральным органом исполнительной власти.

2. Информационные материалы для граждан, имеющих право на дополнительное лекарственное обеспечение

Законом определены состав набора социальных услуг и категории граждан, имеющие на него право.
В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Предоставление набора социальных услуг осуществляется с обеспечением адресности расходов денежных средств.
На оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 450 рублей в месяц, в Том числе на оплату дополнительной бесплатной медицинской помощи — 400 рублей.
Указанная сумма средств удерживается из состава начисленной ежемесячной денежной выплаты.
Учет права на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства.
Для реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат и предоставления набора социальных услуг ведется Федеральный регистр лиц, имеющих право на предоставление им государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (Федеральный регистр).
Ведение данного регистра осуществляют Территориальные отделения Пенсионного фонда России (ПФР), сведения из которого в дальнейшем передаются в страховые, фармацевтические и медицинские организации. В территориальных органах ПФР имеются отделы приема населения и действуют клиентские службы, где специалисты осуществляют прием граждан и могут дать подробные разъяснения по вопросам учета в регистре. Консультацию можно получить также в территориальных органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.
Право на получение набора социальных услуг, в том числе бесплатных лекарственных средств, предоставляется с 1 января 2005 года, если с этого времени назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным регистром.
Периодом предоставления набора социальных услуг является календарный год.
В случае, если в течение календарного года гражданин утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления социальных услуг является период с 1 января до даты утраты права на получение социальных услуг.
Если право на набор социальных услуг возникло после 1 января 2005 года, необходимо подать заявление в территориальный орган ПФР по месту жительства о назначении социальных услуг и предъявить документы, подтверждающие право на них. Предоставление набора социальных услуг осуществляется с даты установления ежемесячной денежной выплаты.
С 1 января 2006 года предусмотрена возможность отказа от получения набора социальных услуг полностью или частично. Для этого необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года.
Заявление можно подать лично или иным способом. В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:
1) нотариусом или в порядке, установленном пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.
В случае если до 1 октября соответствующего года гражданин не подал заявление об отказе от получения социальных услуг, то в следующем году они продолжают предоставляться в установленном порядке.
При обращении за медицинской помощью необходимо предъявить страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования (далее - полис). В случае первичного обращения в медицинское учреждение граждане, имеющие право на дополнительную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предъявляют документ, подтверждающий это право.
Выдача полисов осуществляется страховой медицинской организацией.
Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного гражданина. Один застрахованный не может иметь двух и более страховых медицинских полисов обязательного медицинского страхования.
В случае утраты страхового полиса необходимо подать личное заявление в страховую организацию, выдавшую полис. За дополнительную плату будет выдан дубликат полиса.
В случае если гражданин не имеет возможности предъявить страховой медицинский полис, необходимо указать застраховавшую страховую медицинскую организацию или обратиться за подтверждением в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, которые обязаны подтвердить медицинскому учреждению факт страхования и обеспечить гражданина полисом.
Неработающие граждане при изменении постоянного места жительства должны возвратить полученный ими ранее страховой медицинский полис с последующим получением другого полиса по новому месту жительства.
При увольнении работающих граждан администрация организации обязана возвратить ранее выданные страховые медицинские полисы.
Медицинское учреждение производит выписку лекарственных средств по медицинским показаниям и в соответствии со стандартами медицинской помощи, исходя из диагноза заболевания. Перечень медицинских учреждений, по рецептам врачей которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно, определяется территориальным органом управления здравоохранения.
Врач (фельдшер) выписывает лекарственные средства в соответствии с Перечнем лекарственных средств, утвержденным Минздравсоцразвития России (далее - Перечень). С указанным Перечнем пациента обязан ознакомить лечащий врач, а также представитель страховой медицинской организации.
Правом выписки рецепта обладают врачи (фельдшеры) поликлиник системы обязательного медицинского страхования. Формирование и ведение перечня врачей, имеющих право на выписку льготных рецептов, осуществляют территориальные органы управления здравоохранением. Список врачей, имеющих право на выписку рецептов, имеется в лечебно-профилактическом учреждении и должен предоставляться пациентам по их требованию.
В случае если лекарственное средство не входит в Перечень, но оно жизненно необходимо больному, врач согласовывает решение выписать рецепт с врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения. Основанием для назначения лекарственного средства, не входящего в Перечень, является индивидуальная непереносимость или недостаточная эффективность входящих в Перечень лекарственных средств при лечении конкретного пациента.
Информацию о порядке и; месте получения назначенных лекарственных средств можно ПОЛУЧИТЬ в поликлинике, а также, в случае необходимости, в страховой медицинской организации, выдавшей полис, и в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Аптечные учреждения осуществляют отпуск бесплатных лекарственных средств по рецепту, оформленному в установленном порядке, при этом количество и дозы лекарственных средств определяются лечащим врачом, исходя из диагноза заболевания и состояния больного.
Аптечное учреждение обязано организовать в течении срока определенного нормативом, указанном в договоре с ФО, отсроченное.
Срок действия рецепта составляет 14 дней, месяц.
В случае утери рецепта пациенту следует обязательно обратиться к врачу, выписавшему рецепт. Это необходимо как для получения нового рецепта, так и в целях предотвращения выдачи лекарственного средства не установленному лицу.
Лекарственное средство по рецепту имеет право получить любой гражданин, которому пациент передает рецепт, если он сам не может получить его лично по состоянию здоровья или иной причине.
В случае временного отсутствия выписанных необходимых лекарственных средств, аптечное учреждение может предложить аналог замены лекарственного средства, с таким же фармакологическим действием.

В случае отказа аптечного учреждения в предоставлении лекарств по рецепту, пациент может обратиться в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в обязанности которых входит защита прав граждан, поставить в известность лечащего врача.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года К» 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право на предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба.

.

http://www.gorzdrav.bashmed.ru/obespechenie2.html