Поскольку многочисленные наши просьбы об официальном включении нашего представителя в рабочую группу по разработке законопроекта остались не услышанными, то посылаем наши предложения через Коржову Луизу Васильевну, являющуюся помощником депутата Госдумы Гришанкова М. И., и надеемся, что они будут прочтены и не попадут прямиком в большую корзину. Десятилетний, неудачный опыт работы со «сторублёвым» законом, подготовленным в своё время администрацией области, говорит о том, что при разработке нового закона необходимо максимально обезопасить себя от возможных подводных камней в будущем. Мы считаем, что основной принцип, который должны держать в голове разработчики нового закона – это Принцип Идентичности Законов (ПИЗ) по пострадавшим от Чернобыля и по пострадавшим от МАЯКа. Давайте не будем лукавить. Единый закон по Чернобылю и по МАЯКу не нашёл себе дорогу потому, что очень сильно Чернобыльское лобби, а не потому, что различна специфика этих аварий. Они очень похожи и по радионуклидному составу и по последствиям для людей и хорошо интегрируются в рамках Российского закона о радиационной безопасности и норм НРБ-99. Сильное Чернобыльское лобби почувствовало опасность, что при разработке единого закона планка их льгот снизится, а планка льгот МАЯКовцев приподнимется. Поэтому единый закон, который уже был разработан правительством, не нашел своего выхода. Но раз Урал должен ваять свой закон, то мы должны максимально приблизиться по структуре закона к Чернобыльскому. Почему? Не секрет, что наличие разномастных законов по МАЯКу и по Чернобылю противоречит основному принципу нашей Конституции – принципу равенства прав граждан. Почему же эти законы не были отменены через Конституционный суд России, раз они противоречат Конституции? Причина в отсутствии у нас гражданского общества. «ГРАНТ»овые и подставные от властей организации не были серьёзно заинтересованы в решении болячек пострадавших, а сермяжные организации простых людей, такие, как «За Караболку без радиации», не достаточно окрепли, чтобы решить такую задачу и обращаться в Конституционный суд. Сейчас ситуация изменилась. Хотя «Грант»овики сели на мель после Соросовского ухода из России, но самосознание многих низовых организаций «от сохи» уже на другом уровне и очередной обман с законом не пройдёт. Более того, если нас снова захотят надуть с законом, то у нас есть договорённость всем сообща добиваться встречи с ГАРАНТОМ Конституции. Перечислим те пункты, которые обязательно должны фигурировать в нашем законе: 1. В нашем законе, также как в Чернобыльском, обязательно должны фигурировать следующие зоны: Эти зоны должны определяться по нормативам, основанным на плотности загрязнения Цезием-137, Стронцием – 90, Плутонием-239,240 и Америцием. В законе обязательно должны фигурировать нормативы по плотности загрязнения территории
населённого пункта. Поскольку радионуклидный состав разных территорий варьируется, то необходимо ввести в закон интегрированную плотность загрязнения по совокупности радионуклидов. 3. Простой взгляд на карты ИГК 2000 года говорит о том, что для таких населённых пунктов, как Сарино, Куяш, Сарыкулмяк, Голубинка, Метлино, Сарино, Карагайкуль, Новогорный и др. необходимо учитывать Карачаевский след, поскольку там Карачаевское соотношение между Стронцием и Цезием. Как же вычленить Карачаевский выброс. Один из возможных путей следующий: Перспективное продолжение карт ИПГ до 2000 года, выявление различия плотностей загрязнения в 2000 году карт ИПГ и карт ИГК и обратная ретроспектива этой разности к 1967 году должна дать картину загрязнения Карачаевским переносом. 4. Больная тема для пострадавших – это введение в закон понятия «накопленных доз». После того, как форменно надули теченцев с накопленными дозами, у пострадавших уже нет доверия к тому, что накопленные дозы правильно подсчитают. Мы уверены, что сейчас ещё не пришло время доверять различным методикам по подсчёту накопленных доз. Проверка временем этих методик дала отрицательный результат. Мы видели, как они штампуются. Эта наука о накопленных дозах только на этапе становления. Через 50 лет, возможно, что-то и устаканится в этом вопросе, а пока сырые вещи вносить в закон рановато. Типичный пример – это попытка в Минатоме ввести в 90-е годы прошлого века накопленные дозы для персонала, но потом от этой попытки вернулись обратно к старому. Неужели в Минатоме работают дураки? Конечно же, нет, а даже наоборот. Надуть специалиста, который каждый день на предприятии Минатома жрёт своими фибрами эту грязь очень трудно, потому что он специалист. Просто Минатом понял ошибочность использования этого понятия на данном этапе развития общества и наших технологий. Минатом вернулся к понятиям фактического пребывания персонала в определённой вредной среде, или фактического участия персонала в определённых работах во вредных условиях. Но обмануть простого деревенского жителя в вопросе о накопленных дозах оказалось очень легко. Ну и что, что он хоронил раньше времени своих родителей, братьев и сестёр. Можно ведь списать всё на сердечно-сосудистые заболевания. Ну и что, что он хоронил своих детей. Можно всё списать на алкоголь, на табак или на что-то другое. Например, известно, что в первые десятилетия после аварии 1957 года смертность в Каслинском районе была в полтора-два раза выше, чем по стране. Основной след от аварии прошёл по этому району. Для объяснения смертности района придумана следующая виртуалка: мол в этом районе слишком много промышленных карьеров. И эту версию официально озвучивает фирма Аклеева в лице Кристининой. Для жителей ВУРСа, по аналогии с персоналом Минатома, необходимо применять принцип проживания в условиях, при которых он подвергается риску для здоровья. А для этого существуют два критерия – плотность загрязнения и эффективная среднегодовая эквивалентная доза облучения. По обоим критериям можно надуть население на все 100. Типичный пример – Мусакаево (Малая Караболка). Наверняка – это самая пострадавшая деревня из тех, которые не были переселены. Какой бардак творился с определением судеб таких деревень, как Мусакаево – видно, если проанализировать вереницу событий, связанных с этой деревней. Судьба Малой Караболки (Мусакаево) – это предмет особого разговора. Пройдут десятилетия, мы уверены, что эта деревня будет внесена в книгу рекордов Гиннеса, выйдут статьи и книги о событиях, происшедших с этой деревней после аварии, наверняка в окрестности Малой Караболки у дороги Екатеринбург-Челябинск будет установлен памятник, пострадавшим от аварии на ПО «МАЯК». Но это будет потом, а пока эти люди бесправны. Эти люди, оказавшиеся почти в центре следа, впитали своими внутренностями в первые месяцы после аварии шквал короткоживущих радионуклидов Церия. Итрия, Циркония, Рутения, Ниобия плюс Стронция и Цезия.. Потом десятилетиями ели эту грязь со своего ареала обитания. В пятикилометровой зоне их обитания плотность загрязнения по Стронцию-90 до сих пор доходит до 1000 Кюри на кв. км. Если поднять отчёт результатов работ по договору 60 –КР областной администрации от 1998 года, то там зафиксирована цифра 96 сантиЗиверт накопленной дозы для критической группы мусакаевцев. Если взять работы сотрудников ЦЗЛ ПО «МАЯК» по подсчёту накопленных доз ВУРСа, окажется, что у мусакаевцев комитментная накопленная доза для критической группы равна 110 сантиЗивертам. Подсчитала дозу мусакаевцев в 2003 году Э. М. Кравцова по следующему договору и получила цифру, которую она нам не говорит, но только говорит, что она оказалась меньше, чем раньше. Другой пример - см. «Вопросы экологии Южного Урала, 1997, №2». В статье, одним из авторов которой является Э. М. Кравцова, говорится о том, что среднегодовая эффективная эквивалентная доза у мусакаевцев равна 1,6 миллиЗиверт. Но во всех встречах с жителями она отрицает эту цифру и называет цифру ниже 1 миллиЗиверт. Какие цифры, в конце концов, покажут для мусакаевцев власти области в конце этого марафона? Какая бы эта цифра не была, у населения будет недоверие к этим подсчётам, поскольку эта цифра прыгала за эти годы на порядок. Это не наука! Нельзя так решать судьбы людей! Простые люди Мусакаево (Малая Караболка) говорят, что это просто отрабатываются договорные и бюджетные деньги. Просим Вас, как пострадавшие, не надо на нас отрабатывать деньги! Недоверие к подсчёту накопленных доз неоднократно выражали теченцы. Многие люди, имеющие сотни наноКюри по Стронцию в своих костях, оказались за бортом закона. Поскольку те же люди, те же начальники, те же структуры подсчитывают для нас эти дозы – то мы не верим, что они снова нас не обманут! Но накопленные дозы всё же будут продавлены в закон. Нам, пострадавшим, в этом случае остаётся только просить хотя бы о каком-то минимуме необходимых положений в законе: 2.1 . Нельзя отходить от порога радиационного риска в 7 сантиЗиверт, которую предлагают изменить иногда, например, Аклеевцы в лице профессора Шведова. Иногда они пытаются продавить цифру в 20 сантиЗиверт. В рекомендациях МКРЗ однозначно фигурирует цифра 7 сантиЗиверт. То же самое и в нормах и законах о радиационной безопасности. Линейная концепция радиационного риска принята международным сообществом и доморощенные профессора пусть пишут статьи на эту тему, но не лезут в законодательную сферу с сырыми выводами, основанными на экспериментах с животными. 2.2 . Если пострадавший имеет накопленную дозу свыше 7 сантиЗиверт, то он должен иметь реальную компенсацию за то, что государство причинило вред его здоровью. Это должно быть бесплатное ежегодное его пролечивание в специализированном санатории и сокращение пенсионного возраста. Иначе это будет такой же обман пострадавших, как это случилось с предыдущим законом. Мы ведь прекрасно понимаем, что во время подсчёта накопленных доз постараются максимально ужать список тех, у кого будет свыше 7 сантиЗиверт. Кроме того, огромное количество пострадавшего населения ушло в мир иной, поэтому особой нагрузки на бюджет России от этого не будет. 2.3 . В процессе подсчёта накопленной дозы необходимо повернуться лицом к людям. Это значит, что в спорных моментах, когда ситуацию можно трактовать по-разному – необходимо выбирать вариант, защищающий права пострадавшего населения. Это можно было бы назвать Принципом Приоритета Пострадавшего (ППП). Покажем это на примере. Если открыть отчёты 1958 года по реке Караболка – то окажется, что удельная активность воды реки была равна 55 Беккерелей на литр только по Стронцию-90. Младенец критического полуторагодовалого возраста потребляет в среднем 2,2 литра воды в день. Власти колодцы заколотили. Водопровод не провели. Артезианские и шахтные колодцы не прорубили. Привозной воды в Караболке никогда не видели. Привозили только ящиками бесплатную водку и раздавали людям. Но это не вода, ребёнок его не употребляет. Откуда же население и животные потребляли воду? Конечно же, из реки. Власти говорят, что, мол, река в 1958 году была закрыта, поэтому учитывать ежедневное потребление этих 121 Беккерелей нельзя. Налицо спорная ситуация. Согласно ППП мы требуем, чтобы выбирался тот вариант, который защищает права пострадавшего. Санэпидемнадзор должен учесть, что ребёнок критического возраста Караболки в 1958 году употребил внутрь себя через речную воду за год 44 килоБеккереля активности по Стронцию. Это уже не мелочь и это должно войти в накопленную дозу этого пострадавшего. Другой пример применения принципа ППП – это учитывание реального, а не виртуального, ареала обитания пострадавшего населения. Например, зона отчуждения была организована у Татарской Караболки и Мусакаево через год после аварии в 1958 году после того, как взрослые и дети Караболки провели на этих 4 тыс. га. ликвидаторские работы. Граница зоны проходила у околицы наших домов. Можно ли говорить о том, что жители не использовали свою 5 километровую зону ареала обитания? Конечно же нет. Так же, как и в первый год после аварии, так же и после появления зону отчуждения в 1958 году, они там косили, собирали ягоды, грибы, возили оттуда дрова, животные паслись на той территории. Согласно принципу ППП для учёта влияния радиации на население должен учитываться реальный ареал обитания, а не виртуальный. 2.4 . Принцип пятикилометровой зоны ареала землепользования должен быть применен в соответствии с законом о радиационной безопасности. Там чётко говорится о том, что при подсчёте накопленной дозы необходимо иметь в виду не какой-то усреднённую по населённому пункту, а индивидуальную накопленную дозу. Покажем это на примере мусакаевцев, которых хотят надуть по пятикилометровой зоне. У жителя Мусакаево есть пятикилометровая зона ареала обитания, которая имеет круг диаметром в 5 километров в центре которого находится его дом. Исходя из этого круга обитания и надо подсчитывать индивидуальную дозу жителя Мусакаево. На самом деле центр этого круга для мусакаевца хотят установить в Татарской Караболке на расстоянии 3 километров. Поэтому при подсчёте накопленной дозы мусакаевец теряет большую долю своей накопленной дозы. Если наши аргументы не подействуют на Элеонору Михайловну Кравцову, то мы будем действовать через судебный путь отстаивания прав мусакаевцев. 5. Особый вопрос – это какие годы ликвидаторских работ отразить в законе. Сейчас все ликвидаторские работы на отчуждённой территории после 1961 года выкинуты. Но ведь на отчуждённой территории лесовосстановительные работы шли вплоть до 1965 года, а загрязнённость по Стронцию-90 там доходила до сотен Кюри на кв. км. На сотнях га загрязнённой территории сотни взрослых карабольцев и школьников занимались в эти годы лесовосстановительными ликвидаторскими работами. Многих из них уже нет в живых, но леса эти стоят, как памятник этим работам. Эти годы надо вернуть в закон! 6. Если законопроект пройдёт Думу, то у этого закона должны быть свои подзаконные акты. Необходимо утвердить перечень заболеваний связанных с радиацией и вернуть этому перечню человеческий облик. Это должен быть другой список, чем тот, искорёжаный перечень 2000 года, унижающий гражданина Росии. Считаем, что в подзаконные акты нужно вводить такие понятия, как содержание Стронция-90 в кости в единицах наноКюри, порог вероятности заболевания онкологией согласно методике лазерной корреляционной спектрометрии и другие. Должна измениться ситуация, когда житель ВУРСа, болеющий лейкемией, не может доказать, что его заболевание связано с радиацией. Уставшее, измождённое своими бедами и долгим ожиданием закона пострадавшее от радиации население ждёт свой последний шанс от вашей рабочей группы. И если этих бедолаг обманут снова, то у них от безнадёги остаётся только один способ выразить своё негодование – это выйти всем на бескрайние просторы Восточно-Уральского Радиоактивного Следа и нечеловеческим волчьим воем «выть на луну» от безнадёжности. И если встанут из могил и присоединятся к ним десятки тысяч пострадавших, раньше времени ушедших от нас,то эта многоголосица человеческого горя потрясут сердца чиновников. И мы постараемся, чтобы этот дикий, разрывающий душу нечеловеческий вой простых человеков был услышан не только в Каслинском, Кунашакском и Аргаяшском районах, но и у стен древнего Кремля ГАРАНТОМ КОНСТИТУЦИИ.
3 июня 2004 года.
|