HOME     UP

tatarça               

 

Фаузия  БайрамоваФаузия Байрамова,
писатель, кандидат исторических наук, председатель партии татарской национальной независимости «Иттифак», член Исполкома Всемирного Конгресса Татар.
 

ТАТАРЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

(Выступление на IV съезде Всемирного Конгресса Татар)

Проанализировав работу Всемирного Конгресса Татар за последние 15 лет, можно сказать, что с основной своей задачей, а именно с консолидацией татарской нации, Конгресс справился. За все эти годы с татарами, разбросанными по всему миру, были установлены тесные контакты, их проблемы были услышаны и частично решены; на местах выросли молодые национальные кадры; духовные запросы нации были, пусть не всецело, но удовлетворены. Для первого этапа это неплохие показатели. Ведь Всемирный Конгресс Татар – это общественная организация, которая для своей деятельности на местах не получает средств из местного бюджета. Все сделанное за эти годы - это результат плодотворной деятельности людей, преисполненных татарским духом и безвозмездно служащих своему народу. Большое им спасибо за это!

Но Всемирный Конгресс не должен останавливаться на достигнутом. Мир, который нас окружает сильно изменился, и для работы в будущем нам нужно учитывать новую геополитическую обстановку в мире. В условиях глобализации, когда одни народы поглощаются другими, когда с легкостью исчезают целые языки, религии и даже страны - что ждет нас, татар? Что делать, чтобы выжить, и на каких проблемах должен сосредоточиться Конгресс на следующем этапе? Сегодня нам надо искать ответы именно на эти вопросы.

Сначала ответим на один главный вопрос – угрожает ли татарскому народу поглощение другой нацией? Да, угрожает. Потому что у нас нет своего независимого государства, которое стояло бы гарантом сохранения татарского языка, национальных традиций, наших законов и порядков. Нас, татар, со всех сторон окружает чужеродная среда: чужой язык, чужая религия, чужие традиции. В таких условиях очень трудно оставаться самим собой. Сегодня 70-80% татарских детей, вне зависимости от места проживания, лишены возможности получать образование на татарском языке. Они не в состоянии говорить, читать и писать на родном языке. Половина татарских семей – это смешанные браки, которые можно причислить к другим нациям. В первую очередь это касается татар, живущих в России: они ассимилируются буквально на глазах – не знают языка, религию не соблюдают, большую часть татарской молодежи с нацией ничего не связывает. В Сибири закрылись все татарские школы. Эта угроза нависнет и над Волжско-Уральским регионом, как только будет изъят национально-региональный компонент из федерального закона об образовании.

С потерей языка изменится и генетический код нации, его дух. Вместе с языком другой нации, татары перенимают чужой генокод и дух, соответственно и стереотип мышления, и поведения. Для того, чтобы уничтожить какой-либо народ совсем не обязательно объявлять ему войну, гораздо легче его ассимилировать.

С потерей языка исчезает и вера (иман), на протяжении тысячелетий культивируемая и передаваемая из поколений в поколение. Неспроста сегодня среди татар пышным цветом расцвели коррупция и моральная деградация, качества несвойственные скромному, богобоязненному татарскому народу в прошлом. Татарский народ, веками живший по канонам ислама, не знавший пьянства и распутства, остерегающийся греха, сегодня находится в заблудшем состоянии. Моральный облик современных татар оставляет желать лучшего - большинство живет в грехе и обмане. Это опасная тенденция, так как деградированный народ не спасешь только провозглашением государства – как правило, такие народы исчезают сами по себе. Раздавленные колесом истории они быстро предаются забвению. Да спасет нас Аллах от такой участи!

Религия Ислам, на протяжении столетий, стоящая на страже морали татарского народа, сегодня сама подвержена всевозможным гонениям и репрессиям. Это наблюдается и в России – сотни, тысячи мусульман сидят в российских тюрьмах по сфабрикованным делам. Над татарским народом, медленно возвращающимся в лоно Ислама, опять нависла угроза крещения. Введение основ православия в школы я рассматриваю именно так. Российские теле- и радио каналы день и ночь пропагандируют православие, показывая мусульман лишь как варваров и террористов. Все государственные праздники проводятся с благословлением православных священников. Очевиден тот факт, что православие является в России государственной религией. А у татар нет ни одного татаро-мусульманского канала, финансируемого из федерального бюджета; на Дальнем Востоке нет ни одной мечети, во многих регионах нет даже мусульманских кладбищ, для погребения татар по мусульманским обрядам.

Как видите, татары подвергаются серьезной дискриминации, как в плане сохранения своего языка, так и в плане религии. Татары поставлены в неравные условия по сравнению с русскими. Только настойчивое желание самих татар сохраниться помогает ему выжить. А по большому счету Российскому государству не нужны ни татарский народ, ни его язык, ни религия.

Обратите внимание, в последнее время в прессе и Интернете начала циркулировать, так называемая, «Русская доктрина». Идеологами этого документа выступают видные русские ученые, государственные деятели и представители православного духовенства. Как видно из названия документа, эта «доктрина» написана только для русских, в ней ученые ищут пути спасения, выступают с серьезными предложениями для сохранения русской нации. Согласно «Русской доктрине» в будущем в России не должно быть национальных республик, все мы будем называться «русскими», а православная религия станет основной государственной идеологией. «Все, кто заслужит право называть Россию родиной – русские. Наша национальность – Империя», пишется в «Русской доктрине». Можно было бы рассматривать этот документ, как очередное заблуждение русских шовинистов, но видя, что многие его пункты, касающиеся мигрантов, национально-регионального компонента, и православной религии уже потихоньку воплощаются в жизнь, видно, что за этим документом стоят серьезные силы. Согласно доктрине татарам, как нации, нет места в ближайшем будущем. Именно этот «госплан» будет воплощаться по всей России.

Как сохранить нацию в таких условиях? У татар, как у других народов, нет ни своего государства, ни армии, для защиты национальных интересов. Россия постепенно через свои законы, всевозможные доктрины, где судебным порядком, а где и силовыми методами будет стараться задушить благие начинания и национальные чаяния татарского народа. В таком случае мы вынуждены будем искать покровительства мирового сообщества и защищать права татарского народа в судах международных организаций. На сегодняшний день самая большая проблема татар, живущих в России – это бесправие во всех его разновидностях. Это и притеснение религиозных свобод, и невозможность говорить на родном языке, ограбление и искажение великой татарской истории. А что говорить о татарах Зауралья, проживающих на зараженных радиацией землях? Но самое главное - татарам отказывают в фундаментальном праве на самоопределение.

Настало время поднять эти проблемы в международных организациях и Европейских судах по правам человека, потому что решить положительным путем татарские проблемы в российских судах будет невозможно. Необходимо в спешном порядке создать международный правозащитный комитет по защите прав татарского народа при Всемирном Конгрессе татар. Да, при конгрессе когда-то была такая комиссия, но она не смогла выйти на международный уровень, поэтому в состав нового комитета надо будет также включить татарских ученых и правозащитников, живущих за рубежом.

Пришло время обратиться в международные организации по вопросу права татарской нации на самоопределение. И пока у нас не будет своего независимого государства, проблема сохранения языка, религии и национальной культуры будет всегда оставаться актуальной для татарского народа. Он вынужден будет жить под постоянной угрозой ассимиляции и поглощения другими народами. Чтобы такая трагедия не произошла, чтобы освободить татарский народ от гнета, нам необходимо собственное независимое государство. У нас есть полное право требовать это! Многовековая история татарской государственности; Декларация независимости, принятая в 90-х годах пошлого столетия; результаты референдума; высокий уровень развития и культуры татарского народа дают нам полное право требовать это.

Чем мы хуже Косово, Абхазии или Южной Осетии? Международная общественность не сегодня-завтра собирается признать независимость Косово. Государственная Дума России также поспешит признать независимость Абхазии, на очереди множество других стран и народов. Значит и нам, татарам, пришло время поднять вопрос о татарской независимости на международной арене. Всемирный Конгресс Татар может сделать такой шаг, так как он является национальным собранием татарского народа. Также настало время зарегистрировать Всемирный Татарский Конгресс при ООН в качестве неправительственной организации. В ООН должны находиться представители татарского народа, способные выступить перед мировым сообществом с защитой прав татарской нации.

В мировом порядке грядут глобальные изменения. Мир будет поделен на сферы влияния между крупными центрами силы. В связи с глобальными изменениями Россию саму ждут великие потрясения – вполне возможно, что скоро на Востоке России будут хозяйничать китайцы, а на Западе – европейские страны. Чтобы не стать рабами новых хозяев мирового порядка, нам придется самим решать свою судьбу, а для этого надо правильно выбрать союзника для борьбы за государственность. Как бы близки и дороги не были для нас Исламский и тюркский мир, из-за своей разобщенности и политической незрелости, сегодня они не в состоянии нам помочь. Нам придется опираться только на развитые европейские страны, идущие в авангарде демократии и защиты прав человека.

Но всегда нашей основной опорой будет сам татарский народ. Нация должна быть готова к глобальным изменениям в мире. Татарский народ должен научиться отстаивать свои права на язык, религию, историю и культуру в условиях глобализации. Если отдел внешних связей Всемирного Конгресса Татар будет работать на международной арене, защищая права татарского народа, то отдел внутренних дел должен вести непрерывную работу в народе по разъяснению текущих глобальных процессов. Это поможет татарскому народу глубже проникнуться идей возрождения государственности, укрепить его национальный дух, сохранить исламскую мораль. Нация должна знать и гордиться своей великой историей, уметь хранить и беречь родной язык, исламскую религию, свою национальную идентичность. Для этого татарская интеллигенция, религиозные деятели и Всемирный Конгресс татар должны совместно работать в этом направлении. Нам нужно преодолеть все внутренние противоречия - бесполезные споры «булгаристов» и «татаристов», тенгрианцев и исламистов, федералов и националистов, классовую вражду. Все это ведет к расколу татарской нации. Мы все должны консолидироваться вокруг одной цели – возрождение здоровой татарской нации и государственности.

Спасем татарский народ от деградации; поможем ему избавиться от безразличия к собственной судьбе; дадим ему добрые советы и поднимем его мораль; покажем пример справедливости. Самое главное - дадим ему шанс на счастливое будущее! Поставим перед ним великие цели, и подготовим к борьбе за независимость!

Да, мы, татары, все разные, но мы друг-другу не враги. У нас общий язык и напевы (моң), одна кровь, и одни ханы, общая, великая история! И нас ждет общее будущее, иншаллах! Я искренне верю во внутренние возможности татарского народа, его потенциал, в его возможности обретения государственности, в его счастливое будущее! Татарский народ еще займет достойное место на международной арене, потому что этот народ рожден для жизни, и будет жить вечно!

 

Без яшәр өчен туган, (Мы рождены - чтоб жить)
Пыскып сүнәр өчен түгел, (И не угаснуть в дыму,)
Бар җиһанны таң калдырып, (Рассвет для жизни пробудив,)
Без яшьнәр өчен туган! (Для процветанья рождены!)
БезБез бетәр өчен тумаган, (Мы рождены, не чтоб исчезнуть)
 Татар булып туган! (Татарами мы рождены!)

.